Заявку на обратный звонок оставьте здесь
Дети и музыка
12 января 2024
7 минут
Содержание
Есть разные способы привнести больше музыки в жизнь детей. Самым маленьким подойдут интерактивные концерты, где можно танцевать, прыгать или играть с ведущим, а после концерта попробовать разные инструменты.
Концерты для детей постарше тоже бывают разными, например, с песочной анимацией или необычными инструментами в составе ансамбля. Кому-то будут интересны мюзиклы или ледовые шоу.
Музыка и песни есть во многих мультфильмах, и если ребенку нравится их слушать и петь, можно включать ему музыкальные фильмы — например, классических «Питера Пэна», «Синюю птицу», «Красную Шапочку» или «Приключения Буратино». А перед Новым годом актуальными будут «Новогодние приключения Маши и Вити».
Хорошим решением будет также поставить аудиоспектакли: из старых, например, могут быть интересны «Оле-Лукойе», «Серая Шейка», «Три толстяка» или чеховская «Каштанка». А из современных — «Детский остров. Лучшие стихи» Федора Степанова или «Дорога уходит в даль…» в исполнении артистов театра «Сатирикон».
Кому-то, возможно, понравится рок-история «Звери ищут лето» по мотивам сказки «Зимовье зверей». А еще можно сравнить «Алису в стране чудес» 1976 года с музыкой и песнями Владимира Высоцкого и ремейк 2005 года, где Алиса говорит голосом Ренаты Литвиновой, а роль Чеширского кота исполняет Николай Фоменко.
С информацией о концертах помогут городские афиши, а с радиоспектаклями и музыкальными фильмами — интернет (например, в некоторых официальных онлайн-кинотеатрах для просмотра детских фильмов не требуется подписка). Но если на них не хватает времени, можно включать детские радиостанции дома или в машине.
Больше узнать о музыкальной среде ребенка и ее роли в развитии помогут, например, видеолекции Михаила Казиника, Артема Варгафтика или Ляли Кандауровой. У нее еще есть книга «Полчаса музыки: как понять и полюбить классику» — она поможет получать больше удовольствия от музыки всей семьей.
Чтобы понять, стоит ли давать ребенку музыкальное образование, нужно понаблюдать за тем, как он откликается на музыку: если он любит подпевать и пританцовывать, отбивать ритм на чем-нибудь или, наоборот, замирает и вслушивается, можно спросить его, не хотел бы он учиться и какой инструмент ему интересен?
Если ребенок начал заниматься и уже прошел часть пути, кое-что умеет, а потом расхотел учиться музыке (и это именно отторжение, а не просто эпизодическая лень), то не стоит заставлять его во что бы то ни стало доучиваться до конца. Иначе потом ребенок будет с ужасом вспоминать, как его заставляли играть, и это принуждение оттолкнет его от музыки надолго.
Но прежде чем отказываться от занятий, предложите ребенку сходить на несколько уроков к другому преподавателю или сменить инструмент. Во многих случаях это может стать решением вопроса, и уроки музыки останутся в жизни ребенка еще на некоторое время.
Даже если малыш с удовольствием прозанимается год или два, а потом потеряет интерес, то все равно реализует свою потребность и разовьет музыкальные качества. Игра может на всю жизнь стать для него способом поднять себе настроение или переключить внимание.
Для кого-то ходить на хор и сольфеджио в музыкалку может быть скучно, или график дня не позволяет это делать. К счастью, сегодня есть много альтернатив классической музыкальной школе. В детских садах проводят музыкальные занятия, творческие коллективы реализуют проекты для малышей, где можно пробовать играть на разных инструментах и брать базовые уроки, есть центры творчества, где музыка — одно из направлений развития.
Не обязательно ограничиваться классическими инструментами: возможно, ребенку не интересны пианино и скрипка, но понравятся варган, глюкофон или даже терменвокс.
Важно исходить из потребностей ребенка, из того, что он сейчас хочет осваивать. Выясните, комфортно ребенку в музыкальной школе или не очень, достаточно ли ему уделяют внимания, получает ли он удовольствие от уроков, хочет ли дома играть сам.
Если в школе слишком конкурентная среда, сильное давление на учеников, большие нагрузки, много обязательных занятий, которые ребенку не нравятся, лучше найти индивидуального педагога, который будет учитывать поведенческие особенности и темп обучения своего воспитанника.
Музыкальное образование: да или..?
Оно происходит еще в утробе матери, и с возрастом роль музыки становится все важнее. Она помогает успокаиваться, самовыражаться и стимулирует разностороннее развитие ребенка.
Лучше слушать разную музыку и сравнивать ее между собой, вырабатывая у ребенка разносторонний музыкальный вкус.
- Можно поставить классическую мелодию, а затем песенку советских лет и какой-то современный саундтрек к мультфильму.
- Потом спросить у ребенка, что ему больше понравилось, обсудить, где какой ритм.
- Можно ставить одну и ту же песню в разных исполнениях и аранжировках, а затем сравнивать их между собой.
- Важно не замыкаться в каком-то одном направлении или стиле, а показывать разнообразие музыки и отмечать, что нравится ребенку, на что он эмоционально откликается.
У детей от природы развито наглядно-образное мышление: им проще показать предмет, чем описать его. А музыка позволяет развивать фантазию и воображать целые истории под аккомпанемент того, что ребенок слушает, и в конечном счете влияет на развитие абстрактного мышления.
Если ребенок играет на инструментах, где задействованы обе руки (фортепиано, скрипка, саксофон и др.), — это способствует более гармоничному развитию обоих полушарий.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет связки и улучшает артикуляцию; при пении ребенок более осознанно относится к тому, чтобы произносить все слова четко и понятно. Часто пение используют в работе логопеды, помогая справиться с заиканием.
Детям, склонным к заболеваниям дыхательных путей, полезны будут занятия на духовых инструментах: они укрепляют дыхательные мышцы, улучшают вентиляцию легких, делают дыхание более глубоким.
Танцы и ритмика, популярные у дошкольников, развивают не только чувство ритма, но и координацию движений и музыки, позволяют лучше владеть своим телом, получать удовольствие от движения, вырабатывают хорошую осанку и походку.
Когда ребенок объясняет, почему ему нравится эта мелодия, или песня, или танец, он учится подбирать слова, чтобы говорить о чувствах, переживаниях, о своем настроении. Это обогащает его эмоциональный словарь
Первое знакомство ребенка с музыкой
Елена Мымрикова
Автор статьи — психолог
О специалисте
Моя задача как педагога, психолога и коуча поддержать через психологические консультации в поиске новых смыслов жизни, постановке долгосрочных и краткосрочных целей в личной и профессиональной жизни, поиске решения семейных конфликтов , умении преодолевать страхи и чувство гнева в общении
Читайте еще